Тайны почерка

 
 

Тайны почерка




Тайны почерка

Что такое графология? Это методика анализа почерка, с помощью которой можно определить внутренние черты характера человека, выраженные в написании букв.
Скептики скажут, что письмо — это просто работа мышц. Но это не так. Почерк — это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал свою правую руку, и ему приходилось обучаться писать левой рукой. И хотя, на первый взгляд, слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, при внимательном сравнении открываются те же основные черты почерка человека. Более того, даже у людей, потерявших обе руки и научившихся писать ногами, появляются те же закономерности характера.
О связи почерка с характером знали еще в древности. Так, в письме римского императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А в трудах китайского философа Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Но в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, графология сложилась не так уж давно. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу «Система графологии», впервые употребив этот термин. Для того, чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова «графо» (писать) и «ологи» (наука).
Книга имела огромный успех, и увлечение графологией распространилось по многим странам. Впоследствии, благодаря энтузиастам, она развивалась и совершенствовалась.
Одним из самых новых и важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослым людям внушали, что они — в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать, как дети. Благодаря тому, что стало возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить его эмоциональное и интеллектуальное развитие от детского до взрослого состояния.
Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением признаков болезней, которые проявляются в характере почерка. Эти тесты проводятся профессиональными графологами, работающими в больницах вместе с врачами. Когда окончательные результаты исследований будут обнародованы, они, вероятно, окажут существенную помощь врачам.

Способность анализировать почерк не является врожденным даром. Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы получить верный результат. И еще. У анализа почерка существуют пределы возможностей, о которых необходимо сообщить. Вы не можете сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд писал мужчина, может оказаться милая бабуся, обладающая сильной и энергичной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.
Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.
И, наконец, несколько слов о том, как проводить анализ. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Лучше не переписывать текст из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Постарайтесь получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста. Хорошо бы раздобыть образец письма, написанного раньше, когда испытуемый еще не знал, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, обращайте внимание на последнюю, потому что к концу письма его автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить буквы. На последней странице он пишет более естественно.
Ну, а теперь наш первый урок.
Оптимизм или пессимизм. Наклон строки
Почерк, который идет точно по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими неприятностями или заявлениями других людей. Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем.
Если линии почерка поднимаются вверх, это — признак оптимизма.

Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвинуться вперед. Он — доброжелательный товарищ, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.
Иногда строка взбегает вверх под большим углом. Так пишет неисправимый оптимист, суждения которого часто оказываются ошибочными из-за того, что он ходит по земле, высоко задрав голову, и не замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее, такой человек по-своему счастлив.
Противоположным примером является строка, которая постоянно опускается вниз.

Это — пессимист, который склонен проявлять скепсис во всем. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен, то, возможно, пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности, а такая черта характера не является плохой. Резкий спуск строки вниз — это признак убежденного пессимиста, которого нелегко вывести из упаднического настроения. Правда, не исключено, что это лишь временное состояние человека. Хорошо было бы просмотреть образцы почерков «пессимиста», сделанные за некоторое время до данного анализа, и обратить внимание на то, как шла строка раньше. Бывает, что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья или на него сваливается какое-нибудь несчастье, что вызывает у него депрессию. Такое состояние автоматически заставляет его почерк спускаться вниз. Однако, как только условия меняются, строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению — ровному или бегущему вверх
В следующем примере мы имеем почерк человека с переменчивым настроением, у которого каждое слово может прыгать то вверх, то вниз.

У такого человека настроения меняются постоянно в зависимости от времени, места, окружающих людей. Людям, у которых нет устойчивого направления в написании строки, трудно приспособиться к любой работе, домашнему занятию или хобби, требующим тщательного соблюдения устойчивого порядка. Очень часто бывает, что умный человек не добивается никакого успеха, даже в вещах, для которых он, казалось бы, создан. И он сам, и все окружающие удивляются, почему же он не добился ожидаемого успеха. Чаще всего у таких людей направления строк и наклоны букв не отличаются постоянством, а то и дело меняются. Им надо обратить внимание на это обстоятельство и попытаться взять под контроль свои переменчивые настроения.
Версия для печати
Тайны почерка. Урок 2

Продожение. Начало в N 13
Наклон в почерке: ум или сердце.
Наклон в почерке очень важен для графолога. Когда вы натренируете свой глаз, изучая почерки, вам не надо будет производить измерений, и вы сразу же сможете определять величину наклона.


А. Это самый обычный наклон в почерке. Он раскрывает теплую, дружелюбную натуру. Так пишет человек, который открыто выражает свои чувства. Но это — не импульсивная натура, и такой человек может держать свои эмоции под контролем. Пишущий с таким наклоном может ладить с другими людьми, потому что в его характере существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, долго находясь в одиночестве.
Когда такой человек влюблен, он не скрывает своих чувств и хочет, чтобы ему отвечали взаимностью. Женившись (или выйдя замуж), он (она) не желает сидеть у домашнего очага, а получает удовольствие от общественной жизни вне дома и любит принимать у себя дома друзей.
Б. Здесь проявляются более крайние черты. В то время как такой наклон показывает наличие привязанности и желание выставить свои чувства напоказ, эти черты носят более ярко выраженный характер, чем при наклоне «А». Наклон «Б» отражает большую энергию и энтузиазм в восприятии новых идей. Здесь романтические импульсы более горячи. Если человек, пишущий таким почерком, влюбляется, то по уши и с первого взгляда. Он может быть очень уязвлен, если тот, кого он любит, обращает внимание на кого-нибудь, кроме него. Наклон «Б» отражает тенденцию к ревности и собственническому началу в любви. Одиночество противопоказано этим людям. Эта эмоциональная натура нуждается в том, чтобы ею постоянно восхищались.
В. Когда пишут с наклоном назад, это — явный признак того, что интеллект контролирует эмоции. Если вы хотите завоевать сердце любого человека, который пишет с наклоном назад, то знайте: путь к сердцу лежит через его голову. Такой человек способен на любовь, но только в том случае, если получит разрешение разума.
Если вы видите такой почерк у очень молодых людей, поинтересуйтесь, всегда ли они писали так и когда изменили свой почерк от наклона вправо к наклону влево. В юности бывает момент, когда молодые люди (а, особенно, юные девушки) чувствуют, что они уже стали достаточно взрослыми и умудренными, чтобы возвыситься над чувствами. Им кажется, что они — глубоко интеллектуальны и находятся выше таких «приземленных» вещей, как дела сердечные. Поэтому не стоит удивляться, обнаружив, что такие молодые люди вдруг начинают писать с наклоном назад. Но они выдают свой характер почерком, который остается юным, почти детским, с типичными для их возраста большими и круглыми буквами.
Когда же от этой наигранной позы, выраженной в наклоне букв назад, они отказываются, почерк возвращается к первоначальному наклону вправо.
Г. Те же черты контроля ума над сердцем, которые присутствуют в наклоне «В», проявляются и здесь. Однако в данном случае подавление чувств более ярко выражено. Интересно, что человек, пишущий с наклоном «Г», может быть столь же эмоционален, как и человек, который пишет с наклоном «Б». Но в то время, как пишущий с резким наклоном вправо («Б») открыто проявляет свои эмоции, человек, пишущий с наклоном влево («Г») — крайне сдержан в выражении своих сердечных чувств.
Наклон «Г» также говорит о тенденции к скрытности. Такой человек производит впечатление холодности и сдержанности, хотя под этим внешним покровом прячутся бури эмоций.
Часто бывает трудно понять человека, который пишет с наклоном назад. Если вы имеете дело с человеком, который пишет с таким наклоном, будьте готовы столкнуться с признаками эмоционального взрыва. За холодной внешностью может бушевать вулкан страстей, и никто не знает, когда произойдет извержение. Как и пишущий с наклоном «Б», человек, пишущий с наклоном «Г», склонен проявлять собственнические стремления в эмоциональных отношениях с другими людьми и ревность, если объект его любви не уделяет ему максимум внимания.
Д. Когда почерк вертикальный, и нет наклона ни вправо, ни влево, существует равновесие между умом и сердцем. Манера такого человека сдержанна, и он не подвержен неустойчивым чувствам.
Когда человек, пишущий вертикально, влюбляется, нельзя ожидать, что он сразу откровенно выразит свои чувства. И радости, и каждодневные заботы он принимает со спокойствием, которое показывает, что ум и сердце уживаются в гармонии. Ни голова, ни сердце не бунтуют друг против друга.
Рукописные шрифты и графология

Замысел статьи возник случайно. В руках графолога, далёкого от компьютерной техники, оказалось письмо, набранное шрифтом Коррида. «Какой противоречивый характер, — воскликнул он. — Что за человек это писал? Кто он?»
Автор объяснил, что этого человека на самом деле не существует. И тут же возникла идея — рассмотреть вопрос подробнее. Вообще-то, графология не относится к сверхпопулярным дисциплинам, но требование представить, например, написанное от руки резюме при приёме на работу встречается не столь уж редко. Малоизвестность графологии и даже недоверие к ней — результат многолетней политики, при которой популяризация подобного рода инструментария считалась излишней.
Между тем, нас не удивляет, что темперамент и характер человека проявляются в десятках жизненных мелочей: в манере завязывать галстук или затачивать карандаши, в выборе породы собаки, в цвете любимого авто, даже в том, как расходуется столбик губной помады и стаптываются подошвы ботинок. Тем более странно, если б наши личные качества не находили полного отражения в таком тонком и тесно связанном с деятельностью мозга процессе, как письмо от руки. Вот что говорится об этом в специальной литературе: «Данное положение является логическим следствием представлений о системном строении психики и мозга… Все психические процессы (действия) складываются как сложное целое, состоящее из взаимосвязанных между собой частей (или звеньев), и обеспечиваются набором действующих мозговых структур, объединённых в функциональные органы… Одно и то же звено может входить в различные психические процессы, соединяя их в этой общей точке пересечения. Соответственно, одна и та же структура мозга участвует в образовании нескольких психических функций… Письмо как специальное психическое действие является сложным, многогранным процессом, в котором принимает участие большое количество мозговых областей, каждая из которых вносит свой специфический вклад в этот процесс» [1].
С учётом сказанного связь между почерком и такими качествами, как вспыльчивость, болезненность или болтливость, уже не кажется фантастической. Ведь и без всякой графологии мы можем назвать чей-то почерк сдержанным, спокойным, разболтанным, нервным, боязливым или даже агрессивным. Хотим мы этого или нет, но рукопись передаёт читателю характер и настроение пишущего. Неудивительно, что и шрифт, имитирующий рукопись, также вольно или невольно подразумевает какой-то характер. Но какой?
Каллиграфия против графологии
Автору неизвестен ни один пример, когда рукописный шрифт строился бы на графологической основе. Практически все разрабатываются по наитию, с немалой долей случайности, следствием чего может стать неожиданный результат. Так, в каталоге шрифтов компании ParaType тридцать рукописных гарнитур, разных по качеству, характеру и происхождению. Любопытно рассмотреть их с точки зрения графолога.
Исключим сразу группу шрифтов, основанных на канонических почерках разных стран и времён. Таковы ITC Цапф Чансери, Инглиш 157, Прописи, Петровская скоропись, в меньшей степени Декор. Шрифт ITC Цапф Чансери (дизайнер Герман Цапф, кириллическая часть доработана Владимиром Ефимовым при участии Геннадия Барышникова) основан на курсивных почерках эпохи итальянского Возрождения, в особенности писцов Папской канцелярии в Риме. Инглиш 157 (версия фирмы Bitstream шрифта Английский рукописный фирмы Berthold, кириллическая версия Владимира Ефимова) — шрифт в стиле английской каллиграфии XIX века. Название Прописи (дизайнер Манвел Шмавонян) говорит само за себя. Шрифт Петровская скоропись (дизайнер Геннадий Фридман) создан на основе образцов русской рукописной скорописи начала XVIII в. Каллиграфические почерки — предмет искусства, и графология их не рассматривает. Не несут личной информации прописи, стандартизованный чертёжный почерк и т. п.
«Личностные» шрифты
На другом полюсе находятся четыре варианта шрифта Пушкин (дизайнер Геннадий Фридман) и любые заказные шрифты, призванные точно имитировать руку конкретного человека. В них художник ясно представляет поставленную задачу и, как правило, успешно её выполняет.
Наибольший интерес вызывают шрифты, в аннотациях к которым говорится, что «в основе лежит неформальный рукописный почерк». Их графологический анализ не столь бессмыслен, как могло бы показаться. Он даёт хотя и гипотетический, но вполне связный, логичный портрет, например, такой: «Эдвенчер — почерк энергичного, напористого, контактного человека, в котором любовь к комфорту борется с честолюбием; просматривается желание "соответствовать", быть "на уровне", принадлежать определённому кругу. Такой человек может предлагать необдуманные решения, настаивать на них, а в случае неудачи обвинять окружающий мир».

Разумеется, это не портрет дизайнера шрифта или человека, почерк которого послужил для шрифта прототипом, тем более что прототипов может быть несколько. Здесь могут, конечно, прослеживаться отдельные черты реальных характеров, но в сочетаниях, по которым «трудно было бы правду узнать». Ведь истории многих шрифтов полны поворотов: шрифт может создаваться одним художником по эскизам другого, затем перерабатываться третьим, а четвёртый доделывает кириллическую часть. Получившаяся «шрифтовая личность» начинает жить собственной жизнью. Пусть читатель не может ничем объяснить своего впечатления — подсознательное влияние шрифт, безусловно, оказывает. Нетрудно предположить, например, что псевдорукописный текст, похожий на почерк доброго, умного, весёлого и лёгкого в общении собеседника, скорее всего, расположит к себе читателя, а «почерк» угрюмого неприятного субъекта будет подсознательно блокировать желание общаться. Кто знает, может быть, в этом таится ещё один, до сих пор не разработанный метод рекламного воздействия?
«Бетина Скрипт. Неутешительная картина почерка человека неуравновешенного, способного на неожиданные выходки, импульсивного и претендующего на бытовое лидерство. Но пишущий таким образом человек способен учитывать собственный житейский опыт и может быть неплохим тактиком, если кто-то предложит ему подходящий мотив. Почерк неплох для рекламы сигарет и пива».

Стоит сказать, что компьютерные «почерки» в том виде, в каком они обычно используются сейчас, лишены важнейших характеристик живого почерка — вариативности знаков, переменного наклона строк относительно листа бумаги, индивидуальных особенностей при переносах слов и формировании края текста. Если бы живой человек писал тексты от руки подобным образом, это свидетельствовало бы о больших проблемах. Но поскольку читатель привык видеть напечатанный текст именно таким — выровненным, идеально регулярным, это обычно не оказывает негативного эффекта на восприятие.
«Коррида — почерк человека, который как бы говорит: "Скажи мне, что делать, а уж я не подведу". Неподходящий почерк для партийных лозунгов и призывов».

«Диана. Великолепный почерк для рекламы зефира. Так может писать человек мягкий, ценящий уют и изящество, не обременённый мыслями, но зорко следящий, чтобы дверь собственной квартиры была заперта. Этот почерк может раздражать людей деловых, активных и продуктивных».

Ещё одно замечание. Чтобы возможности графологии не показались чудом или шарлатанством, отметим, что метод имеет ряд ограничений. По почерку нельзя узнать анкетные данные: возраст, пол, семейное положение, наличие или отсутствие детей, место жительства. Ни один графолог не скажет, принадлежит почерк привлекательной девушке, тучной даме под пятьдесят или старичку. Если в обычной рекламе упор делается на внешний образ, то рукопись раскрывает исключительно внутренние качества человека.
«Студио Скрипт. Обращение, сделанное таким почерком, может интуитивного человека поставить в тупик, мыслительного — напрячь, сенсорного — насторожить. Почерк противоречив, а значит, не вызывает доверия на уровне подсознания. С одной стороны — реальные планы, достаточная энергия для их осуществления и тут же отказ от деятельности; рука, протянутая для рукопожатия и сразу отдёрнутая; нежность, лиричность, способность к сопереживанию — и недоразвитость эмоциональной сферы. Шрифт напоминает лоскутное одеяло — красивое, но тяжёлое».

«Весна. Ясный, гладкий почерк, без труда доносящий до читателя передаваемую информацию, которая как бы между делом ложится на подсознание. Промелькнувшая перед глазами в суматохе дня реклама (например, стиральной машины) может привести к неожиданному повороту судьбы…

— Ма, мне сегодня какая-то ерунда приснилась, будто моя первая учительница (пропись!) стиральные машины рекламирует.
— А я что тебе говорю, давно пора жениться: и пелёнок настираешься, и в школу походишь! Весной свадьбу и сыграем.
Спасибо Весне».
«Жихаревская. Жёсткий самоконтроль, подавление эмоций, снобизм и детская потребность в одобрении и похвале. Классическое чувство юмора. При этом слишком много энергии, в ущерб делу, уходит на саморекламу. Может стать лёгкой добычей манипуляторов общественным сознанием. Таким почерком хорошо давать рекламу "от противного" для интеллектуальных снобов».

Потенциал рукописных шрифтов
К сожалению, к рукописным шрифтам наши дизайнеры не относятся так серьёзно, как к основе основ издательского дела — текстовым шрифтам. Это видно по каталогу, в котором рукописные шрифты не так богато представлены, не так развиты по начертаниям, да и общее их качество, за единичными исключениями, оставляет впечатление менее профессиональной работы. Кажется, что за такие шрифты чаще берутся начинающие шрифтовые дизайнеры и непрофессионалы, а корифеи смотрят на рукописные шрифты как на что-то вроде семечек. Автор отдаёт себе отчёт в том, что это впечатление может быть обманчивым, но отделаться от него трудно.
Между тем, графология располагает достаточным арсеналом средств, чтобы подсказать решение интереснейшей обратной задачи — сконструировать рукописный шрифт, соответствующий желаемому типу личности. Теоретически возможно создать почерк, эффективный в той или иной аудитории, целевой группе — среди школьников или пенсионеров, домохозяек или чиновников, работников умственного труда, спортсменов, студентов… Тогда работа над шрифтом начиналась бы с психологического портрета. Всё это, несмотря на смелость предположения, вполне реально. В качестве маленького примера приведём описание того, как проявляют себя в почерке четыре известных темперамента:
Сангвинический
Почерк разорванный, наклонный, с резкими штрихами, подвижный и красивый; криволинейные строки, быстрые буквы.
Флегматический
Почерк большей частью жирный; местами буквы утолщаются, а иногда делаются тонкими; неодинаковое расстояние между буквами. Каллиграфические буквы, вытянутые и украшенные.
Меланхолический
Танцующие, бледные, вытянутые штрихами буквы. Перенос слов с большими расстояниями, поля остаются неровными.
Холерический
Завёрнутые, запутанные штрихи, неравное расстояние между словами; размазанные буквы, с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий вправо наклон» [2].
В наклоне, пропорциях и особенностях рисунка знаков можно зашифровать множество сведений о предполагаемой личности: эмоциональность или сдержанность, общительность или замкнутость, оптимизм или пессимизм, щедрость или бережливость, скрытность, откровенность, сентиментальность, юмор, фантазию… Конструирование рукописного шрифта открывает перед дизайном и рекламой новые перспективы. Эта задача ждёт своего решения.
Литература
1. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Сара Д. Тайны почерка. Пер. с англ. — М.: Вече, Персей,












ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЩЕДРОСТЬ ИЛИ БЕРЕЖЛИВОСТЬ

Графолог не может наверняка сказать клиенту: «Вы потратили много денег», хотя бы потому, что у клиента, возможно, нет ни гроша за душой. Однако тенденция к расточительству или скупости проявляется в почерке, и человек, у которого нет денег, может быть очень щедрым, а человек с миллионом долларов в кармане может быть крайне бережливым. По этой причине, когда вы делаете анализ и видите, что в почерке проявляются черты Щедрости или экстравагантной расточительности, можно обратить внимание на наличие этих черт, заметив: «У вас существует желание тратить деньги» или же «У вас имеется склонность к щедрости».

Существует два способа, позволяющие определить крепко ли заперт кошелек вашего клиента или же о открыт нараспашку: это видно по расстоянию межд словами и строками, а также по величине поле^ Графолог должен обратить внимание на то, широки л поля, узки ли они или же бывают то узки, то широкр
Прежде всего посмотрите на расстояния межд словами на рисунке в начале главы.
1. Здесь почти нет расстояния между словам! Обратите внимание на то, как строки наползают др> на друга. Это явный признак бережливости. Че меньше расстояния между словами и строками, те более бережлив человек.
2. Во втором примере большие расстояния меж,д словами и строками показывают щедрость человек. Чем больше эти расстояния, тем больше усиливаете тенденция к расточительству, пока растраты ь становятся непрактичными и экстравагантными.
Часто люди считают, что человек бережлив или да» жаден, если он пишет мелкими буквами, и объявляй: щедрым человека, который пишет крупными буквам] Это не так. Размеры букв не играют той решающе роли в определении щедрости или бережливое! человека, какую играют пространства между словами буквами в каждом слове.
Например, если слова и строки расположены тесь друг к другу, а буквы — мелкие, то такой почер свидетельствует о большой бережливости. Такой челове не только не позволяет больших трат на других люде или на внешние цели, но и склонен тщательно взвешивать расходы на собственные нужды. В то же время, как показывает рисунок 2, если такой мелкий почерк сочетается с большими расстояниями между словами, то, хотя он не склонен много тратить на себя (небольшие буквы свидетельствуют о скромности желаний), он щедр в отношении других людей.
Если человек оставляет небольшие расстояния между словами и строками, а буквы пишет крупными, он также является бережливым. Однако тот, кто пишет крупными буквами, является более раскованным и не так сдержан, как человек, пишущий мелкими буквами. Порой люди удивляются, что человек, который является душой общества, оказывается прижимистым. Это тот, кто пишет крупными буквами, но оставляет мало места между словами и строками. Он щедро тратит там, где он на виду, но его расточительные расходы прекращаются, как только он не имеет возможности получать личное удовольствие от того, что он сорит деньгами.
Если же буквы крупные, а расстояния между ними значительны, то щедрость человека не знает предела. Такой человек будет готов тратить на себя и на других.
Я дала эти объяснения для того, чтобы подчеркнуть, что о щедрости и бережливости человека нельзя судить только по величине букв.
Размер полей является дополнительным показателем, позволяющим графологу определить степень расточи¬тельности или прижимистости человека. Взгляните на исписанный лист бумаги, как будто перед вами картина в рамке, и попытайтесь определить, являются ли пол|1 пропорционально широкими или узкими. Вот о чей смогут рассказать поля.
Широкие поля со всех сторон листа — слева, справа! снизу и сверху — свидетельствуют о хорошем вкусе! инстинктивной тяге к изысканным предметам, а стали быть, о желании потратить деньги для приобретении таковых. Наличие широких полей, пропорциональна окружающих страницу со всех сторон, — признак на только щедрости, но и рассудительности, позволяющей приобретать эа деньги наиболее ценные вещи.
Широкие поля слева и справа при отсутствии полей внизу и наверху — это также признак щедрости, но не! свидетельствующий о рассудительности.
Широкие поля, оставленные лишь слева (при узкий полях справа), являются проявлением расточительногЯ поведения, с которым пытается бороться человек, щ конечном счете это может приводить к действиям, когдЯ человек «выгадывает на копейку, но теряет на рубль» пытаясь компенсировать крупные растраты мелочной экономией.
Узкие поля, оставленные слева (при широких поляя справа), означают, что человек заставляет себя эконоМ мить, но у него это плохо получается, так как он гораздв больше любит тратить, а не сберегать средства. Воз-1 можно, такой человек любит пускаться в рассужденииЯ о строгом бюджете семьи, но весьма сомнительно, умеси ли он это осуществлять.
Часто можно услышать, как люди распространяются! о необходимости бережливо расходовать деньги, но на самом деле они так не поступают. Также часто можно услышать, как люди хвастают своей щедростью, хотя их поведение свидетельствует об обратном. Возможно, такие люди не имеют ясного представления о том, как они расходуют деньги. Нижеследующие рисунки помогут определить основные тенденции в отношении к расходам, которые проявляются в почерке:

1. В первом примере человек начинает писать близко к краю листа, а затем постепенно сдвигается вправо и поле становится шире. Так пишет человек, который по природе любит тратить деньги, но который вынужден экономить либо в силу сложившихся обстоятельств, либо под влиянием принятого им «разумного решения». Такой человек может поставить свои расходы под строгий контроль, откладывая регулярная определенную сумму в день зарплаты или в первым день каждого месяца, но затем совершает набеги на свои хранилища, в результате чего к концу месяца они остаются пустыми. И все же человек, пишущий м расширяющимися полями, не теряет надежды. Оя начинает экономить снова, но, конечно, его природная расточительность одерживает над ним верх.
2. Здесь мы имеем широкое поле, оставленное слева! наверху страницы, которое постепенно уменьшается, Ж затем вообще исчезает. В данном случае мы можем прийти к выводу, что временные всплески расточитель* ства быстро подавляются внутренним призывом ш бережливости. Порой у такого человека возникают! приливы щедрости, и при первой встрече можев показаться, что человек швыряет деньги направо и| налево. Возможно, он дал обещание поделиться своим» средствами, и в ту минуту, когда он давал эти обещания он верил, что действительно их выполнит. Однако сведение поля на нет показывает, что он не способен! сохранять верность таким обязательствам и его одолеваЛ страсть к бережливости.
3. Здесь поле (особенно с левой стороны) не имеет! ровного края: оно то широко, то узко, край вьется то щ ту, то в другую сторону. Такое поле показывасЯ лихорадочное отношение к финансам. Такие люди могут сорить деньгами под влиянием импульса, не! способны продумать свой бюджет и контролировав свои расходы. Они тратят, пока есть деньги. Если у ниш много денег, они чудесно проводят время и готовьИ

разделить свою беззаботную жизнь с другими людьми. Но как только они обнаруживают, что на мели, они легко приспосабливаются к скромному образу жизни. Такие люди не меряют жизнь или людей по ценнику. Они видят в деньгах средство, а не цель. Как и те, кто пишет по первому образцу, эти люди могут составлять планы и давать себе обещания жить по средствам, но не видят никакой радости в методичных расходах и редко выполняют свои планы о строгом контроле над бюджетом.
Ровные узкие поля слева и справа показывают, что человек проявляет бережливость и разумную расчетли¬вость в своих покупках. Когда же весь лист занят письмом, а полей нет или почти нет, это показатель того, что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Но порой такие люди имеют неправильное представление о том, как следует экономить и что является ценным, а что — нет, и они допускают серьезные ошибки в своих покупках.
Для того, чтобы не ошибиться, лучше проводить анализ на большом листе бумаги. Многие люди, которые обычно оставляют большие поля и пространства между словами и строками, начинают писать без полей, сжимают до предела расстояния между словами и строками, если они вынуждены писать на небольшой карточке или клочке бумаги. Если вам дают образец почерка на маленьком листочке, попросите, по возможности, другой образец на большом листе. Если такой образец нельзя получить, спросите, оставляет ли человек такие же поля и такие же расстояния между словами и строками, когда пишет на большом листе бумаги.

Часто мы можем наблюдать, как два человека, имея! примерно одинаковую сумму денег, возвращаются после покупок с разными результатами: один сумел купить! больше и более ценные вещи, чем другой. Можем мьщ наблюдать, как по-разному относятся дети к деньгам» один норовит сразу же потратить деньги, а другой складывает их в копилку. Достаточно взглянуть на той как они распределяют пространство между словами и] какие оставляют поля, чтобы заранее определить ия отношение к деньгам.


ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА





Когда мы учимся писать, нас учат выводить округлые буквы. Такие буквы легче писать, а мы гордились тем, что научились писать так, как начертано в прописях. Но по мере взросления многие из наших круглых букв приняли угловатые черты. В результате многие из наших букв имеют острые уголки там, где должны были быть округлости. Такие перемены в почерке произошли не умышленно, а бессознательно по мере развития сознания и изменения в нашей деятельности.
Однако есть немало взрослых людей, которые про¬должают писать округлыми буквами. Для того, чтобы показать различия в темпераменте между ними и теми, кто пишет угловатыми буквами, необходимо сравнит! тот образец почерка, который вы анализируете, I примерами 1 или 2 на вышеприведенном рисунке. 1
1. Округленные буквы показывают, что мы имеем дело с человеком, склонным к сотрудничеству. ТакоЯ человек удовлетворен лишь в том случае, если оя работает вместе с другими людьми, разделяет с ними радости и тревоги семейной или трудовой жизнкЯ общественной или предпринимательской активности Такой человек не склонен проявлять настойчивость Я утверждении своих взглядов или планов. Он ждси когда кто-то другой проявит инициативу, прежде чем он сам изложит свою позицию. Для таких людей жита одному — истинное несчастье. Противопоказана длЯ них и деятельность, которая требует агрессивного напора. Людей, которые пишут округло, гораздо легчЯ понять, чем тех, кто пишет угловатым почерком.
2. Угловатые буквы свидетельствуют о духе состя| зательности. Для такого человека характерно стремления к независимости, критичный ум и желание составлятЯ и осуществлять собственные планы.
Главное различие между теми, кто пишет округленный и угловатые буквы, состоит в зависимости первых оЯ тесного взаимодействия с другими людьми и незавиЯ симого духа вторых. Однако помимо этих общиЯ различий существуют и другие способы анализа черЯ характера, которые проявляются в различный комбинациях округлого и угловатого почерка.
Если в округленном почерке среди заглавных букв появляются угловатые, то это свидетельствует о том, что!
хотя у человека мягкий характер, он может «встать в позу» и временно принять агрессивный вид.
Круглый почерк, в котором встречаются маленькие буквы с угловатыми чертами, принадлежит человеку, который склонен к сотрудничеству. Вместе с тем в нем есть некоторая хитринка и склонность к независимости, которая проявляется в этих угловатых буковках.
Если округлые буквы написаны очень крупно, то их писал человек, не склонный к самоутверждению. У этого человека нет твердых личных убеждений. У него склонность не размышлять о том, что нарушает его привычный образ жизни. Такое сопротивление является результатом осторожности и неуверенности в себе, но отнюдь не свидетельствует о нежелании сотрудничать.
Мелко написанные округленные буквы встречаются не столь часто, как крупные округлые. Подобное сочетание показывает, что у человека четкий и осторожный ум, он может выполнять работу, требующую особой тщательности. Кроме того, он обладает лояльностью и способностью к сотрудничеству, что проявляется в округлой форме букв.
Угловатые буквы, особенно те, что написаны крупно и с сильным нажимом, показывают, что человек обладает напористой и честолюбивой натурой. У такого человека есть система ценностей, в соответствии с которой он не будет вступать в компромиссы чаще, чем это необходимо, ^н ненавидит быть в подчиненном положении, как в Деловых, так и в личных отношениях.
^чень мелкий и ясный угловатый почерк показывает Ум специалиста, человека, который хочет сделать однувещь или пару вещей превосходно, и он концентрируется на них, пока не достигнет желаемого результата. Такой человек ничего не принимает как должное. Он хочет] дойти до самых основ, проанализировать каждую изло¬женную идею.
Угловатый почерк, в котором можно обнаружить необычные написания букв, особенно заглавных, и отличающийся неровностью, принадлежит человеку, об* ладающему большой внутренней движущей силой! Такой человек не хочет придерживаться обычной рутины. Часто им движут эмоции. Его личность необычна и интересна, она полна жизненной силы и часта противоречива. У такого человека развит дуя соперничества. Бывает, что он не умеет расслабиться и в то же время не может сосредоточиться на тех целях,] к которым он стремится.
Обычно человек, который пишет угловато, проявляет! нетерпение по отношению к тому, кто пишет закруглен! ными буквами. Особое раздражение у первого вызываем медленное принятие новых идей последним. Тот же! кто пишет округленным почерком, порой с неприязньня воспринимает пишущего угловато, так как он частЛ проявляет неуступчивость и стремится верховодить. I В этой связи следует напомнить, что некоторые! иностранные почерки по своей природе являются более угловатыми, чем американский или английским (см. главу 3).
Привычки мышления и многие черты характера людей! пишущих округло и угловато, столь сильно отличаются друг от друга, что легко понять, почему так трудно добиться гармоничности в их вкусах, взглядах и их действиях. Это еще одно свидетельство в пользу анализа почерка. Обнаружение этих глубоких различий поможет добиться лучшего взаимопонимания между людьми и наладить плодотворные отношения между ними.
Пример 3 показывает сочетание угловатых и округ¬ленных букв. Здесь похожи друг на друга «т», «и», «ш», «а». В буквах нечетко проведены верхние дуги. Сначала такой почерк труден для чтения. Однако, когда вы привыкаете к нему, его нетрудно прочесть и он кажется приятным на вид. Профессиональные графологи называют такой почерк «гирляндой». Такой почерк интересен для анализа. В нем проявляется характер человека, который люоитудовольствия, комфорт и роскошь. Когда я говорю об этом людям, у которых подобные почерки, они обычно сразу возражают мне, но в конечном счете соглашаются с моим выводом. Часто бывает, что такой почерк есть у человека, который трудится в поте лица и не имеет или почти не имеет предметов роскоши. Несмотря на это почерк «гирлянда» — это показатель желания к легкой жизни, наполненной Удовольствиями. (Как я уже говорила ранее в книге, графолог не может сказать, как живет человек, но может объяснить, для какой жизни он подходит.)
Кстати, такие люди обычно обладают тактом и очарованием, которыми они умеют пользоваться. Им нравится работа, связанная с общением и позволяющая Встречаться с приятными людьми. Обычно они являются г°степриимными хозяевами и проявляют изысканный кУс в устройстве дома и выборе своей одежды.



Самыми простыми определениями трех слов, исполь-1 зованных в названии главы, являются следующие:
1. Интроверт — тот, кто направляет свой ум внутрь себя.]
2. Экстраверт — тот, кто направляет свои интересьи к окружающему миру.
3. Амбиверт — среднее между интровертом И]
экстравертом.
Используя эти три термина в качестве трамплина,! посмотрим, как мы сможем, анализируя нажим, с кото-1 рым пишет человек ручкой или карандашом на бумаге! определить, к какой из этих трех психологически» групп принадлежит человек. Разумеется, степень нажима будет часто зависеть от инструмента письма. Поэтому для вашего анализа попросите человека, чтобы он пользовался обычным для него письменным прибором.
В этом случае мы можем получить три варианта нажима вроде тех, что изображены в начале главы, или сочетание этих трех вариантов.
1. В первом примере мы имеем почерк с легким нажимом. Здесь линии письма плетутся как нити и показывают натуру, чувствительную к людям и окруже¬нию. На такого человека оказывают большое влияние другие люди, все, что они говорят и делают. Такой человек склонен к идеализации мира. У него тонкий вкус и критический ум. По этой причине легкий нажим принадлежит интроверту. Несмотря на это, вы можете обнаружить легкий нажим у человека, который берет на себя ответственность, осуществляет руководство людьми и делами и добивается в этом хороших результатов.
Человек, пишущий с легким нажимом, может стать преуспевающим торговцем. Его ум и другие способности могут позволить ему добиться успеха и в других областях, и в результате этого он может оказаться в Центре постоянного внимания и в окружении многих л,одеч. Таким образом он оказывается в положении, Де необходимы постоянные контакты с другими Л|одьми и известная напористость. Между тем ему елегко справляться с этой стороной жизни из-за того,
о он — интроверт. По этой причине ему приходится работать с удвоенной энергией (преодолевая сопротивление своих собственных эмоций) для того, чтобы приспособиться к условиям своего статуса.
2. Сильный нажим, который производит более темные и толстые очертания, показывает более решительную натуру. Так пишет энергичный человек, который про¬являет интерес к новому окружению и активным людям. Несмотря на то, что в нем может присутствовать идеализм, для него характерна любовь к материальной стороне жизни. В сердечных делах такой человек проявляет страсть.
Этот человек не отличается застенчивостью, и уж] конечно, это не экстраверт. Он любит работу, связанную с человеческими контактами. Если он становится коммивояжером, его нелегко расстроить. Он не позволяет, чтобы одно разочарование выбило его из колеи. Он будет идти вперед. Более того, неудача может лишь подхлестнуть его к активности. Он не сразу принимает «нет» за окончательный ответ.
3. Средний нажим, который представляет собой] средний вариант между легким и сильным нажимом! обнаруживается в большинстве почерков. Это — среднее между чрезмерной чувствительностью легкого нажима и материалистичностью сильного нажима. У| такого человека — удачное сочетание легкого и! тяжелого нажима, без их крайностей. По этой причине обладателя такого почерка можно назвать амбивертом! Такого человека обычно легче понять, и он болев предсказуем по сравнению с интровертом и| экстравертом (те, кто пишут с легким и сильным нажимом).
Здесь изложены самые общие правила, которые следует соблюдать при анализе нажима ручкой или карандашом. Следует учитывать и другие признаки, потому что мы не всегда найдем почерк, который написан исключительно с одним типом нажима — легким, сильным или средним. Соответственно мы не всегда найдем человека, который является чистым интровертом, экстравертом или амбивертом. Как мы знаем, ни один признак в почерке не следует абсолютизировать, а нужно сопоставлять его с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие противоречий в личности.
Легкий нажим, сочетающийся с ровно написанными, но не вычурными маленькими и заглавными буквами, свидетельствует о дисциплинированном уме. Такой человек может самостоятельно вырабатывать новые идеи, почерк отражает высокий уровень морального развития, а также чувствительность, характерную для тех, кто пишет с легким нажимом.
Ьсли легкий нажим присутствует в увеличенных, закругленных маленьких и заглавных буквах, лишенных подчеркнутой выразительности, то мы имеем дело с человеком, лишенным эгоизма и желающим помогать Другим людям и сотрудничать с ними. Такой человек Не является агрессивным, а идет на контакт с другими юДьми, потому что для него большое значение имеют еловеческие отношения, а не абстрактные цели.
Если легкий нажим присутствует там, где строка выстроена неровно, некоторые буквы неразборчивы, а черточки, которыми перечеркивают цифру 7, невелики и написаны с легким нажимом, то это означает, что человек ждет кого-то, кто проявит инициативу, а сам не будет проявлять значительную силу воли. В таком почерке есть деликатность и восприимчивость, но в то же время налицо склонность долго переживать по поводу задетого достоинства, вне зависимости от того, было ли достоинство задето на самом деле.
Порой легкий нажим сочетается с сильным нажимом, и некоторые буквы бывают написаны более четко. Это показывает, что, хотя в характере преобладают чувстви¬тельность и идеализм, самоконтроль не столь подавляет человека, и наружу иногда прорывается нетерпение и неожиданные взрывы темперамента.
Порой графолог с удивлением видит, что письмо, написанное с легким нажимом, подписано с сильным нажимом. Это означает, что, хотя в душе человек является чувствительной натурой, он хочет выглядеть более крепкой, жесткой фигурой. Однако такие попытки являются лишь позой, и эта поза не обманет графолога:-он совершает свой анализ на основании всего письма, а не только на основании подписи. (Вопрос о подписях мы рассмотрим позднее.)
Сильный и четкий нажим при написании оригинально! написанных букв, особенно заглавных, свидетельствует о том, что энергия человека может быть направлена в творческую или в руководящую деятельность. Такой человек не любит думать или действовать мелкомас| ттабно. Чем больше размах у предприятия, тем энергичнее его участие в нем.
Сильный нажим, который кажется «грязным», при¬надлежит человеку, который с трудом контролирует свою жизненную энергию. Для него не подходит «сидячая» работа. Такому человеку нелегко кон¬центрировать свое внимание на отдельных деталях. Он часто проявляет нетерпение и резко реагирует на непрошенные советы.
Сильный нажим в письме, подпись под которым сделана с легким нажимом, показывает, что человек хочет внешне выглядеть мягким, но на самом деле у него сильный характер. Вообще, основная масса написанного гораздо важнее для анализа, чем подпись, за исключе¬нием тех случаев, когда человек имитирует скромность и сдержанность, которых на самом деле нет.
Напр
Иногда вы можете увидеть почерк, в котором пер¬пендикулярные штрихи сделаны с легким или средним нажимом, а горизонтальные — с сильным. У такого человека — сильная воля, и он проявляет интерес к предметам, удовлетворяющим его чувства. Такое часто встречается в крупном почерке с наклоном вправо. Этот почерк принадлежит пылкой натуре экстраверта, отив, почерк, в котором перпендикулярные штри¬хи написаны с сильным нажимом, а горизонтальные — со слабым, показывает, что он принадлежит человеку, который хочет быть раскованным, но сдерживает свои п°рывы. Это — типичный почерк интроверта. Хотя я на протяжении книги постоянно подчеркивала,
Чт° при анализе необходимо согласовывать все признаки почерка, следует отметить, что нажим можно рассмат¬ривать как самостоятельный признак. Сильный, слабый или средний нажим при письме ручкой или карандашом — это прежде всего проявление физического фактора. Сила, которая требуется для сильного нажима, отсутствует * при легком или среднем нажиме.
Нажим, который постоянно меняется в почерке — от легкого к среднему, а затем к сильному, да к тому же таким образом, что трудно определить точно нажим ручки или карандаша — свидетельствует о том, что характер человека еще не сложился. Обычно такой почерк принадлежит людям, находящимся еще в процессе своего физического роста, умственного и душевного развития. Разбирая такой почерк, графологу следует иметь в виду, что различия в нажимах вызваны внутренними противоречиями между идеализмом и материализмом, страстью и выдержкой, оптимизмом и пессимизмом. А поэтому при анализе лучше ориентироваться на другие признаки почерка.
Такой почерк интересен для исследования. Поэтому важно получить образцы почерка этого человека через год или два, чтобы увидеть, не произошло ли каких-нибудь изменений, которые бы свидетельствовали о стабилиза¬ции характера или же о продолжающемся состоянии внутреннего конфликта, в котором пребывает данный человек. Профессиональный графолог знаком с почерка¬ми взрослых людей (иные из них достигли весьма зрелых лет), которые все еще находятся в процессе становления. (Именно по этой причине невозможно по почерку установить хронологический возраст пишущего.) Когда я разбираю различия в нажиме, я не имею в виду каллиграфический почерк, в котором сочетаются штрихи, сделанные с усилением или без него. В данном случае сильный нажим и его отсутствие следуют принятому образцу и не должны приниматься во внимание для истолкования характера человека.
Часто задают вопрос, почему дети пишут с сильным нажимом, а старые люди — с легким. Такое распространенное представление не соответствует действи¬тельности, и его легко опровергнуть образцами почерка, взятыми у детей. Веселый, любящий игры ребенок обычно пишет с сильным нажимом, а чувствительный ребенок — интроверт пишет с легким нажимом. Старый человек, не умеющий за себя постоять и являющийся интровертом, пишет с легким нажимом. Пожилая же особа с ярко выраженными чертами экстраверта пишет с сильным нажимом. Я помню, что через мои руки проходили образцы почерков, написанных людьми, которым было за восемьдесят. Они были написаны с сильным нажимом, и такой нажим приятно видеть в почерке старого человека

Не имеет значения, как вас учили писать в детстве! крупными или мелкими буквами. К тому времени,! когда мы повзрослеем (и даже раньше), каждый из на! инстинктивно выбирает себе тот размер букв, который более нам удобен. ]
Существует много вариаций в размерах букв, н^
прежде всего они делятся на три категории:
1. Мелкие буквы обозначают способность к концен-1
трации. В этом случае человек не разбрасывает свой
мысли и дела по чересчур многим направлениям!
Манеры такого человека сдержанны, и-он не отличаете!
агрессивной напористостью. Это не означает, что ой труслив или застенчив. Часто люди, пишущие мелкими буквами, отличаются мужеством и независимостью в суждениях и поступках. Поэтому не надо делать вывод лишь на основе размеров букв, а принять во внимание мелкие буквы (которые свидетельствуют о неагрессив¬ном характере данного лица) для того, чтобы сопоставить их с другими признаками почерка.
2. Крупные буквы свидетельствует об уме, не желаю¬щем быть привязанным к одному направлению мысли (хотя он вполне может достичь такой концентрации внимания). Для такого человека характерна экспансив¬ность, и он желает возглавить агрессивный натиск. Хотелось бы подчеркнуть здесь слово «желает», потому что другие черты почерка, возможно, покажут, что человек не способен осуществить свои желания и намерения. Однако обычно крупный почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни) и показывает, что человек любит настаивать на своем.
3. Буквы среднего размера характерны для почерков большинства людей. По этой причине средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставить с другими признаками.
Разумеется, существуют различные виды крупного и Мелкого почерка, и эти различия проявляются различным образом.
Почерк мелкий, простой, ясный и легкий для чтения Несмотря на небольшой размер букв), в котором заглав¬ные буквы пропорциональны строчным, характерен для скромного и застенчивого человека. Такой человек °бладает острым и критичным умом и способен достичь больших результатов в работе. Его эмоции могут не проявляться на поверхности, но это отнюдь не свиде¬тельствует о том, что они ему чужды.
Мелкий почерк, в котором присутствуют оригинально написанные буквы (особенно если заглавные написаны размашисто и грациозно), может принадлежать человеку, | способному к концентрации ума и критическому анализу. | У него не столь застенчивая натура, как у обладателя почерка, описанного в предыдущем абзаце. Если обла-1 датель этого мелкого и индивидуалистичного почерка перечеркивает «7» длинными штрихами, то это свиде¬тельствует о его агрессивности. Поэтому такой человек может отчасти ослаблять свой самоконтроль и откровенно выражать свой энтузиазм. И все же обычно он склонен к скрытности, а не к экспансивности.
Когда в мелком почерке имеются заглавные буквы, которые непропорционально велики по сравнению со| строчными, то это свидетельствует о личной храбрости и гордости, о том, что у человека развились некоторые черты характера, не похожие на его обычно сдержанную натуру.
Если в мелком почерке заглавные буквы малы (слиш¬ком малы относительно остальных букв), то характер! человека является полной противоположностью тому, что описан в предыдущем случае. В данном примере человек не обладает достаточным мужеством и уверенностью в себе, чтобы постоять за себя. Очень часто такое поведение объясняется чрезмерной скромностью, которая из добродетели превращается в недостаток. Если мелкий почерк является очень «тесным», с крохотными буковками, и его трудно читать, то мы имеем дело с человеком исключительной скрытности. У такого человека могут быть замечательные качества, но он не обладает достаточной уверенностью в себе для того, чтобы позволить этим качествам развиться. Обычно он любит проводить много времени в одиночестве. Иногда такого человека неверно понимают, принимая его сдержанность и повышенную чувствительность за недружелюбие.
В целом крупный почерк свидетельствует о желании много увидеть и оказаться в поле зрения окружающих людей. Если люди, которые пишут крупным почерком, оказались незамеченными другими, то они начинают вести себя агрессивно, чтобы привлечь внимание окружающих. Когда в крупном почерке нет особых отличительных признаков, это свидетельствует о стремлении к общительности. Поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами и открывает возможности для того, чтобы он был объектом внимания Других людей.
Крупный почерк, в котором есть оригинально напи¬санные буквы с бросающимися в глаза отличительными признаками (особенно если есть длинные горизонталь¬ные штрихи), свидетельствует о творческом мышлении, сКлонности к драматизации и неохотному обращению внимания на отдельные детали. Так часто пишут Высоко квалифицированные специалисты. Излагая сВои мысли и воплощая их в свои дела, такие люди °Всем не склонны к скрытности и замкнутости. Даже присутствующее у них тщеславие не носит болезненного характера, а лишь служит стимулом для того, чтобы воплотить в жизнь достойные цели.
Если по листу бумаги свободно расположились изящ¬ные заглавные буквы, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди общительны и часто склонны к романтике. Когда такой почерк с очаровательными заглавными буквами является необычайно крупным, это свидетельствует об ощущении человеком своего величия. Часто такой почерк можно увидеть у членов королевской семьи.
Крупный почерк, в котором между словами оставле¬но мало пространства, а буквы угловаты и производят впечатление тесноты, свидетельствует о наличии решительности. Такой человек в состоянии оказывать сопротивление внешним влияниям и ставит достижение справедливости превыше всего, даже порой и за счет добрых отношений с другими людьми. У такого человека определенные и твердые взгляды, и он отказывается рассматривать любые предложения, которые кажутся ему полумерами или компромиссом. В оценке людей такой человек исходит из негибкой классификации, разделяя людей на «правых» и «неправых».
Особое значение приобретает способ написания букв с верхними дугами («р», «п», «т» и другие). Вне зависимости оттого, каков размер почерка (крупный или мелкий), если такие буквы возвышаются в ряду над другими, это признак личности, которая хочет, чтобы ее заметили. Такие люди испытывают тягу к интересной жизни, они любят красивую одежду, которая делает их привлекательными, они могут быть напористыми в делах и личной жизни (но проявляя при этом известный такт).
Если буквы «м» и «п», стоящие в начале слова, больше по размерам, чем остальные, то это — признак самоутверждения. Если первая дуга в этих буквах выше, чем вторая, то это является свидетельством властного характера, который может оставаться не замеченным внешними наблюдателями.
Присутствие в крупном почерке заглавных букв, которые по размеру едва превышают строчные, может сбить с толку начинающего графолога. Однако объяс¬нение очевидно: эти заглавные буквы небольшого размера показывают, что агрессивность, которую выставляет напоказ человек, на деле не столь уж велика. Порой человеку, который обычно пишет крупным почерком, приходится писать мелким на почтовой открытке или другом небольшом клочке бумаги, или же на листе, разлинованном на мелкие строчки. Лишь Получив образец почерка на неразлинованном листе °Умаги, можно точно установить, каким является почерк: кРУпным, мелким или средним. Если же в ходе письма человек постоянно меняет размеры букв и их формы, то ЭТо показывает его неспособность к концентрации НиМания или может свидетельствовать о наличии нУтреннего эмоционального конфликта. Когда такие ВаРиацИи встречаются в одном образце почерка, опреде-Ть характер человека нелегко, и графолог знает, что испытуемый гораздо больше взволнован, чем это может] показаться по его внешнему виду.
Обычно мы гораздо чаще сталкиваемся с вариациями! в размерах букв в мелком почерке, потому что таком почерк отражает более чувствительную натуру. Пос| кольку чувствительность может стать причиной пере! менчивости в настроениях, это бессознательно отрш жается в разных размерах букв.
Когда наблюдаются вариации в размерах буквЯ крупном почерке, то их можно объяснить текущими перепадами в настроениях, а не чувствительностью натуры, что более характерно для мелкого почерка» Поэтому человек, который пишет крупным почеркош может открыто проявлять эти переменчивые настроения а человек, пишущий мелким почерком, может никогда не выдавать своих чувств, но испытывать внутренне! напряжение, а возможно, и тайные страдания.
Буквы, которые уже внизу и шире наверху, свидетеля ствуют об осторожной натуре, даже если внешне человек излучает доброжелательность. Если же буквы шире внизу и уже наверху, то мы имеем дело с болф дружелюбным и доверчивым человеком, чем в предыДЖ щем случае. Более подробно написание таких 6Я разобрано в главе 16.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
ЧУВСТВО ЮМОРА И ВООБРАЖЕНИЕ



Даже точки над буквой «ё» имеют большое значение при анализе почерка. На эти точки следует обратить особое внимание, когда мы хотим узнать, обладает ли человек чувством юмора, воображением или склонностью к литературному труду.
Неопытный наблюдатель может не обратить внимание на различные варианты написания этих небольших точек, и поэтому мы советуем использовать увеличительное стекло. Многие думают, что нет никакой разницы между точками над «ё» и теми, что ставят в конце предложения. На самом деле при внимательном
анализе мы можем обнаружить точки, подобные тем, что изображены выше.
1. Волнистые линии, полуокружья, полумесяцы или любые другие забавно выглядящие формы свидетель¬ствуют о наличии чувства юмора. Чем необычнее изображение точек, помещенных над буквой «ё», тем острее чувство юмора у человека и его способность изображать других людей или подражать их поведению.
2. Когда точки невелики, поставлены с небольшим нажимом и прямо над буквой, чувство юмора не ярко выражено. Этот человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко. Чем более тщательно написаны точки над «ё», чем ровнее они поставлены над буквой, тем более взвешен и осмотри¬телен человек.
3. Точки, тщательно поставленные и написанные с сильным нажимом, свидетельствуют о наличии черт характера, описанных в предыдущем случае, но здесь они имеют большую силу. Такой человек более склонен настаивать на своем.
4. Более тяжеловесные точки и направленные
слегка вниз свидетельствуют об упрямстве. Такой
человек нелегко меняет свои взгляды и готов отстаивать
их с исключительным упорством. (Скорее всего, цифра
«7» перечеркнута коротким и тяжелым штрихом, при
этом он направлен вниз.)
5. Точки, нарисованные в виде палатки, показывают
наличие у человека особого ума и тонкого юмора.
Такой человек не принимает новые идеи без разбора. Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать происходящему свою оценку. Чувство юмора заставляет его смягчать чрезмерную критичность своих замечаний.
6- Точки, которые высоко парят над буквой «ё», свидетельствуют о живом воображении. У такого человека живой ум, и он любит новые идеи и развлечения. Иногда он ставит простые точки, иногда прямые черточки или другие штрихи, но в любом случае он ставит их высоко над буквой.
7. Кружки над буквой «ё» могут затруднять анализ, потому что в одном почерке такие кружки могут иметь одно значение, а в другом — совсем иное. Обычно такие кружочки означают художественную натуру. Человек, делающий такие кружки, может использовать свой ум и свои руки в творческой деятельности. Он тянется к прекрасному и хочет пребывать в красивом окружении. Если почерк прост и лишен украшательств, то художественное воображение направлено на творческую деятельность или домашнее увлечение, связанное с художественным творчеством. Но если подобные кружочки над буквой «ё» появляются там, где много завитушек, они могут означать мечтания о хУДожественном творчестве, а не реальную способность к такой деятельности. Реализации этих грез мешает неспособность сосредоточиться и заняться упорным творческим трудом.
Обращая внимание на «ё», можно к удивлению °°Наружить самые различные способы ставить точки НаД этой буквой. В этом случае мы имеем дело с человеком, который позволяет своему воображению опробовать самые различные идеи. Такому человеку; быстро надоедает все повторяющееся и привычное. I
С другой стороны, точки могут не меняться на протяжении всего письма. В этом случае мы имеем! дело с постоянством ума. Такой человек не скачет о-п одной идеи к другой и проявляет способность к] концентрации в мышлении и работе.
А если буква «ё» остается без точек? Это может означать торопливость пишущего, и в этом случае отсутствие точек должно остаться без внимания графолога. Однако если точки игнорируются постоянной то это свидетельствует либо о рассеянности пишущего,! либо о его невнимании к деталям. Такой человек^ также может забывать перечеркивать цифру «7».
Здесь можно сказать и несколько слов о точках в конце предложения. Вы можете увидеть, что некоторые люди ставят вместо точек штрихи, вроде тех, что! показаны в примере 6. Это свидетельствует о наличии энтузиазма и воображения. Черты характера, описанные в анализе примера 7, можно обнаружить и у тех людей] которые вместо обычной точки в конце предложения ставят небольшой кружок.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
ЦЕПКИЕ КРЮЧКИ И УЗЕЛКИ

Характерным признаком упрямого характера явля¬ются «крючки», которые находятся в начале, в конце или в середине слова. При невнимательном взгляде на письмо их можно не заметить, и порой графолог может обнаружить их лишь с помощью увеличительного стекла.
Иногда эти крючки сопровождаются и «узелками» (см. рисунок в начале главы). «Узелки» усиливают тенденцию к упрямству и означают стремление человека, не только прочно держаться за идею, место или человека, Но и «привязать» их к себе так, что трудно разорвать эту связь. Разумеется, если такие «крючки» или «узелки» встречаются редко, то графолог может не обращать на них °со6ого внимания. Однако если они встречаются посто¬янно, то графолог может сделать следующие выводы:
Если небольшой крючок встречается в начале слова, то это показывает упорство, но в отношении сравнительно незначительных предметов. Такой человек не является упрямым. С ним возможно обсудить детали любой проблемы или нового вопроса, и он будет готов принять разумные аргументы. Когда он узнает, что у другого человека существует лучший план действий, он может охотно уступить. Однако у такого человека существует тенденция к инертности в мышлении, когда он сталкива¬ется с новыми идеями, с которыми он еще не успел достаточно хорошо познакомиться.
Если небольшой крючок появляется лишь в конце слова, это является признаком совершенно иного характера. В данном случае человек сначала покорно принимает новые идеи, но под конец начинает оказывать им энергичное сопротивление. Такого человека нелегко убедить в том, что идеи другого лучше, чем его самого, или хотя бы не уступают им, до тех пор, пока он не получит неопровержимых доказательств. Впрочем, даже в этом случае он может не сдаваться, и его упрямство сломить чрезвычайно трудно.
Если такие цепкие крючки появляются в начале и в конце слова, то мы получаем сочетание, которое практик чески невозможно сломить. Такой человек будет со! противляться до конца. Если он что-то начинает, он хочет сделать все по-своему. Даже если план другого человека лучше, он отвергнет это предложение, особенно если кто-либо попытается навязать ему свой вариант действий. Порой такой человек даже не пожелает выслушать объяснении чужого плана. С таким человеком надо вести себя осторожно и не выдвигать новых планов и предложений без предварительной осторожной подготовки. Эти мелкие крючки в начале и в конце слова служат предупреждением о том, что преодолеть упрямство этого человека крайне тяжело.
С этой точки зрения интересны штрихи, перечеркива¬ющие цифру «7». Иногда эти штрихи могут открываться крючками. При этом черточка, пересекающая цифру «7», может иметь крючки в начале и в конце.
Крючки и узелки редко обнаруживаются в округлен¬ном почерке, который в большей степени характерен для людей, склонных к сотрудничеству. Такие люди, даже если они упрямы, уступят ради интересов дела и под¬держания добрых отношений с людьми в работе и вне ее. Поэтому тенденция к упрямству обычно обнаруживает¬ся в более мелком почерке с угловатыми буквами. Обладатели такого почерка — обычно люди, склонные к серьезному и критическому анализу, они не отличаются общительностью, характерной для

людей с более круп¬ным и округленным почерком.
Другие признаки упрямства можно распознать по точке


Создан 19 янв 2007



  Комментарии       
Всего 1, последний 7 лет назад
LannBR 04 окт 2010 ответить
Тупо скатано с книги Дороти Сара "Тайны почерка"!!!
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником